Питер Бота (pieter_botha) wrote,
Питер Бота
pieter_botha

036. Впечатления на отдыхе (этнографический этюд)

Отдыхаю в причерноморском селении Кабардинка (между Геленджиком и Новороссийском). 13 июня тут состоялся праздник «Открытие курортного сезона». Впечатления переполняют. [Спешу излить.]Спешу излить.

Жизнь отдыхающих в Кабардинке кипит преимущественно на набережной, каковая служит местом променада, публичных увеселений и бойкой мелкорозничной торговли. Достопримечательностью сей набережной служит горбатый мостик, перекинутый через речку Дооб в месте впадения оной в Черное море. Речка изобилует лягушками. Лягушки под мостом днем конкурируют с ласточками за скудное пропитание (комаров и мошек), а с заходом солнца устраивают оглушительные концерты. С приходом на каменистые брега Дооба звукоусиливающей аппаратуры, местные жители и отдыхающие могут теперь насладиться, помимо натуральных "концертов" лягушек, также и современной музыкой из кафе и луна-парков, и даже пением эквадорских индейцев (москвичи уже привыкли к тому, что по вечерам около станций метро поют натуральные индейцы из Эквадора. Так вот, оказывается, в курортный сезон часть эквадорцев разъезжается по черноморскому побережью и прочим популярным курортам, вплоть до Венгрии и Балкан, но в России, конечно, их больше ввиду безвизового режима. Целые деревни в этой благодатной стране живут своеобразным отхожим промыслом, - взрослые мужчины едут на полгода петь в Россию, а прочее туземное население мастерит для них на продажу сувениры.)

Сцена для праздника «Открытие курортного сезона» смонтирована была на площади в непосредственной близости от горбатого мостика, соединяющего две части приморской набережной, так что весь поток отдыхающих с мостика и на мостик должен был огибать сцену и толпу зрителей, собравшуюся вокруг сцены. Спустившись с мостика, я оценил ситуацию и, собственно, в толпу не пошел, оставшись стоять непосредственно у перил мостика. Сцену при этом я видел сзади и сбоку, но более занимательным зрелищем была самая толпа и люди, протискивавшиеся сквозь толпу по своим делам или по своей праздности.

Откровенно говоря, неудачная планировка сцены располагала к повторению чего-то наподобие Ходынской катастрофы 1896г. (по завершении празднества, я первым делом полез проверять, нет ли сейчас юбилея таковой, — ан нет, юбилей будет только через год). Спешу успокоить читателей и читательниц — жертв и увечий во время праздника в Кабардинке я не наблюдал, но в какие-то моменты было страшновато:
1) люди реально могли обойти толпу зрителей только в один ряд, при этом идти-то пытались и к мостику, и от него в обход сцены;
2) многие отдыхающие были с детьми. А уж если и в ту, и в другую сторону одновременно шли отдыхающие с детскими колясками, то не могли разминуться в принципе;
3) понятное дело, некоторые отдыхающие были в подпитии разной степени агрессивности;
4) но главная проблема, как я понял, это «закон налипания» - когда идущая толпа обтекает какое-то зрелище, то наименее адекватные из идущих «залипают» (синдром сенсорной перегрузки сродни «зависанию» компьютера) и «прилипают» к стоящей толпе зрителей. В итоге, стоящая толпа зрителей увеличивается как снежный ком.

Полиция на месте проведения праздника присутствовала (как и какие-то непонятные казаки и даже крутые молодцы вроде СОБР), но минут 20 вообще никак себя не проявляла. Однако, надо отдать им должное: когда у меня окончательно сжалось сердце и я понял, что через 5 минут начнется реальная «Ходынка», полицейские вдруг зашевелились и аккуратно расчистили путь в обход сцены для тех, кому надо было просто пройти мимо, а затем боролись с «налипанием», периодически отгоняя лишних зевак, которым случилось «залипнуть» совсем уж на проходе. (Ах! Я наблюдал даже сцену ссоры двух влюбленных, патетически перегородивших собой как раз точку выхода с мостика.) Под конец зрелища полицейские даже, в качестве показательного выступления, вдруг впятером скрутили какого-то мужчину и увели его в наручниках (карманник?).

Надо отметить, что избежать катастрофической давки помогла и продуманная программа зрелища: зажигательные танцевально-цирковые номера перемежались выступлениями местной поп-группы «Конфетти» (юных девушек без голосов и без выраженных форм), каковые выступления давали некоторым зевакам шанс опомниться и продолжить свой путь, освобождая тем самым проход для толпы.

Под конец концерта, ведущий трижды — трижды! — объявил почетную гостью, так сказать, хедлайнера — «Заслуженная артистка России Ксения Георгиади». Who the hell is Ms. Georgiadi? — стучал в висках вопрос. Сбежалась толпа почитательниц г-жи Георгиади — юных девушек, зрелых дам и пожилых матрон всех возрастов, но с одинаково южным типом лица и одинаково плотным телосложением, окончательно загородивших собою проход. Полиция опустила руки. Грянула песня «Радоваться жизни с тобой», я поёжился и мысленно добавил к данной записи тег "Архетипы".

К чести организаторов зрелища, они не ограничились концертом и устроили еще и фейерверк неслыханной силы. Разноцветные ракеты вылетали с пирса и рвались в воздухе прямо над морем. Праздник удался.
Tags: Архетипы, Дневник наблюдений, Нам всем в одном строю равняться, Памятные даты, Промыслы народов Латинской Америки, Стенька Разин отдыхает
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments