Питер Бота (pieter_botha) wrote,
Питер Бота
pieter_botha

028. Autism.Report: Что смотреть на DVD «ментальному» ребенку?

[Что смотреть на DVD «ментальному» ребенку?]Что смотреть на DVD «ментальному» ребенку?

Этот вопрос постоянно задают родители. Действительно, для любого современного ребенка важнейший канал формирования личности – это DVD и видеоигры. (Это само по себе плохо, но мы в таком вот веке живем.) Для «ментального» ребенка, в т.ч. для аутиста, - указанный информационный источник просто критически важен, поскольку:
1) ребенок заведомо существенно ограничен в социальных контактах и в игровой деятельности;
2) если (как правило) у «ментального» ребенка имеется задержка речи, значит, прямое общение – разговор с родителем – как информационный источник работает плохо (ну не то чтобы ребенок совсем ничего не воспринимал, но он воспринимает, может быть, 1-2-3% от того объема информации, которую воспринимал бы в ходе разговора с родителем нейротипичный сверстник);
3) если (как правило) «ментальный» ребенок не умеет читать, значит, книги как информационный источник тоже работают слабо, – ребенок может только смотреть картинки в книгах.

В отношении подбора DVD и видеоигр, надо понимать так: все, что ребенок увидит и услышит, на него серьезнейшим образом повлияет. И это влияние заведомо будет более значительным, чем непосредственное влияние родителей. Решения, принимаемые родителями по подбору DVD и видеоигр, важнее, чем решения по подбору лекарств и диеты. Необходима 100%-ная родительская цензура видеопродукции и необходим мониторинг потребления видеопродукции.

Подбор книг (с точки зрения контента и в особенности качества иллюстраций) тоже важен, потому что у ребенка должен быть хоть какой-то альтернативный вход информации помимо DVD. Сейчас нередко бывают в детских книгах (весьма недешевые) объемные инсталляции и звуковые эффекты, с этим тоже надо экспериментировать. Есть еще такая допотопная технология, как диафильмы. Иногда удается ребенка увлечь диафильмом, - это даже лучше, чем совместное чтение книги.

Средний уровень понимания со стороны родительской общественности по вопросу качества потребляемой ребенком видеопродукции – крайне дремучий. Люди, как оно и принято в обществе потребления, потребляют раскрученные бренды и не вникают. Применительно к видеопродукции для детей это стихийное потребление означает такой ассортимент: во-первых, «Смешарики» + «Маша и Медведь» (а это абсолютная отрава и прямой ущерб для ЦНС ребенка), во-вторых, неважно какая продукция Disney/Pixar и DreamWorks (а она очень-очень разная, если вникать).

Для кого-то достижение, что «ментальный» ребенок в принципе сосредоточился на 15-минутном мультике, а у кого-то встает проблема совсем другая, - как, не травмируя, «снять» ребенка с мультиков и перевести на игровые фильмы, на образовательные программы, на развивающие программы и пр.

Итак, необходима родительская цензура. «Ментальному» ребенку НЕЛЬЗЯ показывать «Смешариков», «Барбариков», «Телепузиков» и прочий заведомый отстой. «Ментальному» ребенку НЕЛЬЗЯ показывать «Тома и Джерри» и прочие сцены насилия (иначе скоро получите насилие на дому, гуглите Sandy Hook). «Ментальному» ребенку НЕЛЬЗЯ показывать «Симпсонов» (это гениальный мультфильм, но он рассчитан на психически здоровых взрослых зрителей). «Ментальному» ребенку НЕЛЬЗЯ показывать японские мультики. Как отечественную, так и импортную видеопродукцию надо фильтровать и дозировать. «Лунтика» показывать с осторожностью, как сильнодействующее средство (кстати, артериальное давление понижает).

Если бабушка/дедушка, или общественность, или детское учреждение, притащили неприемлемый с Вашей точки зрения видеоконтент, - Вы, как родитель и законный представитель интересов ребенка, вправе носитель этого контента немедленно ликвидировать, если ощущаете риск. Вы же не позволите кому попало кормить ребенка незнакомыми таблетками или конфетами, так? Видеопрограммы и видеоигры – это те же разноцветные таблетки для разума, только к ним, увы, не приложены инструкции с указанием побочных эффектов и мер первой помощи при передозировке.

Восприятие каждого ребенка индивидуально. «Ментальный» ребенок воспринимает DVD-программу заведомо не так, как нейротипичный. И он сильнее вживается в этот виртуальный мир. За реакцией ребенка надо следить. То есть необходим мониторинг потребления видеопродукции. Если заметили негативный эффект, значит, видеоноситель выбрасываем или убираем в долгий ящик.

Кому-то нужен реализм, картинка, приближенная к жизни. Кому-то нужна фантазия. Очень важна (и очень индивидуально воспринимается) цветовая гамма. Достаточно вспомнить инцидент с 38-я серией «Покемона», которая вызвала массовые эпилептоидные припадки, - вероятно, как раз у ментально ослабленных детишек.

Не отягощенные моралью издатели DVD-продукции размещают перед записью собственно фильма рекламу (трейлеры) других фильмов (иногда фильмов взрослых). На эти трейлеры надо обращать особое внимание, они сильно цепляют детишек.

Обозначенные выше меры по цензуре и мониторингу потребления видеопродукции сами по себе являются хлопотными и затратными, но объем усилий и затрат заведомо не превышает объема усилий и затрат на лечение ребенка и подбор таблеток. При этом эффект от видеопрограмм (положительный либо отрицательный) вполне сопоставим с эффектом от таблеток. И они, в отличие от таблеток, не дают побочного действия на печень.

Рекомендуем попробовать (то, что нам в разные моменты реально помогло и пригодилось):
1) Познавательные программы BBC– отличная альтернатива мультикам, как раз для малышей и приравненных к ним детей с ЗПРР
2) Развивающие программы под названиями «Читалка» и «Понималка» (карточки Домана на DVD)
3) Серия DVD-программ «Большой самолет», «Большой поезд», «Большой аквариум» и т.п. Очень хорошо ставить ребенку за 1-2 дня до путешествия соответственно на самолете, на поезде, или там до похода в аквариум и пр.
4) Экранизация букваря Тихомирова на DVD
5) Занимательная геометрия / The Number Crew (не путать с разнообразными прочими поделками под названием «Занимательная геометрия»)
6) «Русский язык с Хрюшей и Степашкой» и прочие предметы с ними же
7) «Уроки тетушки Совы»
8) «Шишкин Лес» и некоторые другие программы производства телеканала «Радость моя»
9) Советские игровые фильмы: «Укротительница тигров», «Полосатый рейс», «Чук и Гек».

Источник: Autism.Report
Tags: Аутизм, Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments